Прием заявок: +7(926)052-01-20
Для постоянных клиентов действуют скидки
 E-mail:
info@prom-centr.ru
Адрес: Россия, 125212, Москва.
Головинское шоссе, д.10, стр.1А

График работы: ПН-ПТ с 8:00 до 17:00

Главная О предприятии Профсоюз Закупки Подразделения Фотогалерея Услуги и цены Статьи Контакты
Государственные задания
Государственное задание 2019
- Гос. задание
- Отчет за 1 кв. 2019 г.
Государственное задание 2018
- Гос. задание
- Отчет
Государственное задание 2017
- Гос. задание
- Внесение изменений в Гос. задание от 10.10.17 г.
- Внесение изменений в Гос. задание от 17.05.17 г.
- Внесение изменений в Гос. задание от 23.01.17 г.
- Отчет
Отзывы
По Вашей заявке документы могут быть
доставлены к Вам в офис курьером.
Стоимость доставки: 300 руб.
С начала года предприятием
утилизировано и переработано:
3319724  м3 отходов и стоков
Логин: Пароль:
Восстановить пароль
Регистрация
 

К вопросу о сборе, утилизации и переработке отработанных батареек

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья.

Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.

При производстве элементов питания используются: свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах — наиболее значимые потенциальные источники кадмия. Большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как источники загрязнения окружающей среды ртутью и литием. Учитывая, что литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться, миллионы отработанных батареек, хранящихся на свалках бытовых отходов, могут быть отнесены к наиболее токсичным компонентам бытового мусора.

Европейское законодательство об утилизации и переработке отработанных батареек было принято в 1991 году. Оно постоянно дополняется и совершенствуется, кроме того, каждая страна вводит свои, более строгие правила в зависимости от местных условий и традиций. Для всех стран приняты общие нормативные акты, касающиеся классификации вредности отходов, условий их складирования, сбора, сортировки и переработки. Данные документы подписаны и Россией.

Согласно законодательству ЕС, разработаны обязательства для производителей, импортеров и потребителей.

Производители обязаны:

• ограничивать содержание ртути и кадмия в батарейках;

• маркировать на каждой батарейке название производителя;

• осуществлять сбор использованных батарей либо своими силами, либо путем заключения договоров со специализированными компаниями;

• перерабатывать или обезвреживать отработанные батареи;

• заполнять годовую декларацию, содержащую сведения о производстве, организации приема, объемах сбора и переработки использованных батарей.

Импортеры должны:

• организовывать пункты бесплатного приема отработанных батарей;

• заполнять годовую декларацию об объемах продаж оптовикам-дистрибьюторам;

• иметь лицензии для предприятий, занимающихся транспортированием батарей.

Потребители должны иметь возможность бесплатной сдачи батарей в приемные пункты.

В 2002 году Европейская комиссия разработала Директиву, согласно которой государствам, входящим в состав Евросоюза, запрещается хранение всех видов батарей и аккумуляторов на мусорных свалках и вменяется в обязанность наладить их сбор и переработку. По данным экспертов Комиссии, ежегодно на ранке ЕС реализуется примерно 800 тыс. т автомобильных батарей, 190 тыс. т батарей, используемых в промышленности, и 160 тыс. т портативных бытовых батареек. Согласно Директиве к 2006 году страны ЕС должны собирать и утилизировать не менее 4 кг на душу населения бытовых и промышленных электро — и электронных отходов. Как минимум, 70 — 80 % отходов такого рода государства должны перерабатывать и возвращать в энергооборот.

Отработанные батарейки классифицируются в соответствии с решением Комиссии 2000/532/ЕС как токсичные отходы.

Семь из десяти стран — новичков в ЕС обратились к Европейской комиссии с просьбой отсрочить для них выполнение директивы Союза об утилизации элементов питания. Свою просьбу они (в том числе и страны Балтии) мотивировали тем, что население не готово к раздельному сбору отходов вследствие исторически сложившейся неразвитости сферы обращения с ними.

До 2003 года контролю подлежали лишь отработанные элементы электропитания, содержащие свинец, ртуть или кадмий. Это составляло незначительную часть реализуемых в Европе батарей и аккумуляторов — около 7 %. Значительное количество этого вида отходов выбрасывалось как бытовой мусор. Так, в 2002 году около 45 % от общего числа проданных в ЕС бытовых батареек (72 155 т) оказалось на городских свалках. В Великобритании число ежегодно выбрасываемых отработавших батарей для портативной бытовой электроники достигает примерно 700 млн. ед. (общей массой около 30 тыс. т), причем для утилизации удаётся собрать менее 2% этих батарей.

Особое беспокойство вызывает проблема утилизации никелево-кадмиевых батареек, к сбору которых должны предъявляться наиболее жесткие требования. Все использованные батареи должны направляться на переработку. Для перерабатывающих производств минимально допустимые критерии эффективности составляют:

- для батарей с содержанием свинца: обязательное извлечение всего свинца и части других компонентов — всего должно быть возвращено в производство не менее 65 % средней массы батарейки;

- для никелево-кадмиевых элементов питания: обязательное извлечение всего кадмия и, как минимум, 75 % от средней массы батарейки;

- для других элементов питания требования не столь строгие: компонентов должно извлекаться не менее 55 % от средней массы батареи.

Наиболее сложным вопросом в решении проблемы отработанных химических источников тока является организация их сбора. Примеры многих странах показывают, что основополагающую роль здесь играет законодательство. В связи с этим в ряде стран приняты законы, ограничивающие использование в источниках тока таких металлов, как свинец, ртуть и кадмий, а также предусматривающие сбор отработанных ХИТ с целью их утилизации.

Например, во Франции организовано 27 тыс. пунктов приема старых батарей по всей территории страны. Только за 2003 год было собрано 7058 т (27 %) проданных за год батарей. Действуют шесть заводов по их переработке. Стоимость сбора и сортировки 1 т этого вида отходов составила около 1,5 тыс. евро, переработки — около 35 тыс. евро. В Германии население привыкло к раздельному сбору мусора. В каждом супермаркете и просто на улицах установлены специальные контейнеры для приема отработанных батарей, кроме того, на всех полигонах ТБО расположены емкости для раздельного сбора батарей, отходов электронной промышленности и электроприборов.

Собранные батарейки подлежат сортировке. Прежде всего, на специальных решетах отсеивают «пуговичные» элементы, которые используются в часах, калькуляторах и другой миниатюрной электронике. В них, как правило, содержится ртуть, которую из них выделяют. Затем вручную отсортировывают никель-кадмиевые аккумуляторы. Из них извлекают никель и кадмий. Никель поступает сталеварам, кадмий идет снова на изготовление аккумуляторов.

В настоящее время существуют методы и технологии, позволяющие наладить переработку использованных батарей. Это даст возможность извлекать из них и возвращать в оборот тысячи тонн различных металлов.

В Швейцарии работают две фирмы, специализирующиеся на переработке старых батареек. Компания «Батрек» размельчает сырье и нагревает полученную массу в печах. Испаряющаяся при этом ртуть улавливается. При более высокой температуре испаряется цинк. Железо и марганец сплавляются, получается сплав ферромарганец, необходимый при производстве стали. «Батрек» перерабатывает в год 2000 т батареек, получая при этом 780 т ферромарганца, 400 т цинка и 3 т ртути. Другая фирма, «Реситек», просто удаляет из батареек железные детали и продает смесь окиси марганца, цинка, меди, никеля и других металлов как металлический лом. В Германии разработана установка для влажной переработки: все типы батарей, кроме свинцовых аккумуляторов, растворяют в серной кислоте, а затем посредством ионообменных смол выделять из раствора различные металлы. Полученное таким способом сырье чище, чем при термическом методе, и потому стоит на рынке дороже. При этом в дело идет 95% веществ, содержащихся в батарейках. Влажный метод не требует сортировки (она идет в основном вручную и потому удорожает процесс). Установка рассчитана на переработку 7500 т сырья в год. Экономичен вакуумно-термический метод, разработанный также немецкой фирмой. Здесь сначала приходится отсортировывать никель-кадмиевые аккумуляторы. Затем батарейки нагревают в вакууме, ртуть испаряется, и ее улавливают. Затем сырье измельчают и магнитом извлекают железо. Из оставшегося порошка извлекают цинк и марганец.

Английская компания Accentus осуществляет утилизацию литий-ионных аккумуляторов, (используемых в мобильных телефонах) с извлечением составных компонентов, в основном кобальта, а также менее ценных металлов, в частности алюминия и цинка.

В Израиле 1 т литиевых батареек принимается специализированными предприятиями по цене 3 — 4 тыс. долл. В Японии уже с 1993 г. практически полностью утилизируются батарейки от телефонных аппаратов.

В России в настоящее время практически не действует система утилизации батарей, во всяком случае, данные по этому вопросу отсутствуют.

Основными препятствиями для повышения уровня утилизации являются, во-первых, экологическая неосведомленность населения и, во-вторых, отсутствие в стране развитой сети по сбору отработавших батарей
.

Население страны, к сожалению, имеет низкую экологическую культуру и практически не готово к раздельному сбору мусора. Старые батарейки выбрасывают с общим мусором на городские свалки. В последние годы принят ряд законов и программ, направленных на исправление существующей ситуации. В июне 1998 года утвержден федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», определяющий правовые основы обращения с отходами и правила их переработки в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также предусматривающий вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного сырья.

Правительство Москвы в 2004 году приняло Закон «Об обращении с отходами производства и потребления г. Москвы», устанавливающий основные принципы функционирования городской территориальной системы обращения с отходами.

С 1996 по 2000 год в нашей стране действовала федеральная целевая программа «Отходы», целью которой являлось создание единой нормативной базы для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления. Недостаточное финансирование не позволило выполнить эту программу целиком.

Существующие в настоящее время системы сбора и утилизации отработанных источников тока могут быть разделены на три типа:

1. Системы, в которых вся ответственность возлагается на производителей и импортеров источников тока
; они отвечают за программы информирования потребителей, сбор, сортировку и переработку источников тока, а также за достижение высокого уровня сбора ХИТ (более 75% по отношению к продаваемым ХИТ); такой тип системы существует, например, в Бельгии;

2. Системы с распределенной ответственностью, в которых муниципалитеты отвечают за сбор ХИТ, а производители – за достижение высокого уровня сбора (такой тип системы существует, например, в Нидерландах);

Финансирование сбора осуществляется различными способами. В Бельгии, Нидерландах и Швейцарии стоимость сбора источников тока оплачивается с помощью специального налога, налагаемого на каждый источник тока и определяемого Министерством финансов; налог взимается с покупателя. В Германии сбор отработанных ХИТ финансируется производителями и импортерами источников тока. В Швеции и Дании производители и импортеры источников тока платят налог Агентствам по охране окружающей среды, которые финансируют сбор ХИТ.

Для Москвы актуален годовой сбор отработанных батареек от 500 тонн до 1300 тонн по первичным ХИТ и около 3000 тонн для перезаряжаемых.

В заключение следует отметить, что Россия стоит в самом начале пути цивилизованного отношения к сбору и переработке любого вида отходов, в том числе такого сложного и токсичного как отработанные батареи. Это объясняется целым рядом причин, важнейшей из которых является недостаточная экологическая культура населения, практическое отсутствие информационно-рекламной и просветительской работы в СМИ.

Для решения проблемы необходимо разработать государственную программу по утилизации источников тока, содержащих опасные вещества, предусматривающую ответственность в том числе и финансовую, производителей и импортеров данной продукции, а также финансовую поддержку предприятий осуществляющих бесплатный сбор вторсырья.

Важнейшую роль играет активная пропаганда опыта европейских стран в области обращения с отходами и разъяснение населению, что грамотная утилизация отходов значительно улучшит среду обитания и принесет достаточно высокий экономический эффект.

Версия для печати Версия для печати

Разработка и продвижение сайта: aceweb.ru